Информация аграриям

Опыт Китайской Народной Республики в развитии органического сельского хозяйства

В сельском хозяйстве Азии доминируют, за небольшим исключением, мелкие фермеры и скотоводы. Хотя многие из них напрямую получают выгоду от стремительной урбанизации, которая характерна для многих частей Азии, еще большее число фермеров все еще испытывает трудности с производством достаточного объема продукции и получением доходов. Миллионы беднейших фермеров проживают в горных и засушливых зонах, где экономические и сельскохозяйственные возможности ограничены. Несмотря на миграцию в города, многие по-прежнему зависят от сельского хозяйства. В данной статье хотелось бы особое внимание уделить отдельно взятой стране Азиатского континента, которая является флагманом по многим производственным показателям в мире. Речь идет о Китайской Народной Республике (КНР).
Во многих странах органическое сельское хозяйство возникло и развивалось в результате усилий, предпринятых на местах на самом низовом уровне. Часто благодаря деятельности неправительственных организаций. Однако, Китай является исключением. Осознав экономические и экологические выгоды в самом начале, органы власти на местном и провинциальном уровнях инвестировали финансовые средства в целый ряд экспортоориентированных предприятий. Начинать органическое сельскохозяйственное производство без государственной поддержки довольно трудно, так как это требует капитальных вложений и помощи фермерам со стороны местных органов власти, прежде всего консультативной. Реальную финансовую поддержку не так просто получить, однако, местные власти готовы оплатить сертификацию и поддержать первоначальное создание органического хозяйства.
Сравнительно небольшая история органического земледелия в Китае базируется на: 1) негативных последствиях «зеленой революции» и 2) том, что многие фермеры, в своем большинстве, не стали частью этой революции.
Сертифицированное органическое сельское хозяйство появилось в Китае в 1990 году после того, как подразделение по изучению сельской экологии Нанджинского института окружающей среды стало первым членом Международной федерации движений органического сельского хозяйства. С этого момента органическое движение Китая стало развиваться ускоренными темпами.
Нужно особо отметить роль Министерства сельского хозяйства в продвижении идеи экологически чистой продукции. В 1990 году Министерством была запущена программа Экологического продовольствия (Green Food), которая была чрезвычайно успешной в деле производства качественной продукции и впоследствии заложила прочный фундамент для Китайской органической революции. Программа Экологического продовольствия была государственной программой сертификации продовольствия, целью которой было обеспечение рынка продукцией безопасной для населения. В отличие от традиционного подхода в органическом сельском хозяйстве, акцент был сделан на продукте и результате, а не на процессе. Новшество китайского подхода состояло в установлении, распространении и тестировании стандарта Экологического продовольствия, его доработке, исходя из международных стандартов, и постепенному слиянию местного экостандарта с международно-признанными органическими стандартами.
В 2000-х годах в Китае произошел значительный рост органически обрабатываемых земель. Например, с 2005 по 2006 годы площадь, обрабатываемая по органическим принципам, увеличилась в 11 раз. При этом не стоит забывать, что в Китае проживает около 20% мирового населения, в то время как лишь 8% сельскохозяйственных угодий планеты приходится на Китай.
Органические сельскохозяйственные продукты в Китае производятся в двух различных зонах. В более развитых прибрежных районах и вокруг городов, фермеры часто затрачивают больше времени в связи с имеющимися загрязнениями воды и почвы. В то время как фермеры отдаленных частей Китая и менее развитых горных районов с меньшим количеством загрязнителей и традиционно низким уровнем применения химикатов быстрее и легче переходят к органике. Органическая революция в Китае обладает серьезным потенциалом для дальнейшего роста, что, безусловно, имеет определенные последствия для стран-экспортеров продовольствия. Подобный рост производства сертифицированной продукции может стать конкурентом на мировых рынках для стран, производящих сельхозпродукцию с применением химикатов. Также интересно отметить, что Правительство Китая видит в органическом сельском хозяйстве эффективный способ, чтобы противостоять торговым барьерам на мировых рынках.
В начале большинство инициатив в органическом земледелии было организовано правительством. Вехой в развитии органического земледелия в Китае стала речь в марте 2001 года Генерального секретаря Коммунистической партии КНР, в которой он отметил необходимость энергичного изменения в структуре сельского хозяйства и производства органического продовольствия.
На сегодняшний день большая часть производимой органической продукции производится и распределяется между торговыми компаниями и фермерами. При этом эти компании обычно предоставляют техническую поддержку, доступ к необходимым оборотным средствам и маркетинг.
В таблице приведены ключевые различия между китайской и европейской моделями органического сельского хозяйства.

Таблица. Ключевые различия между китайской и европейской моделями органического сельского хозяйства.

Европейская модель

Китайская модель

-Акцент на местный рынок
-Историческое развитие снизу вверх
-Индивидуальная сертификация
-Фермер принимает решение

-Прямой переход к органическому сельскому хозяйству

-Фермерское хозяйство – это организм

-Акцент на экспортные рынки
-Историческое развитие сверху вниз
-Групповая сертификация
-Решение принимается кооперативом/предприятием
-Переход к органическому сельскому хозяйству через программу Экологического продовольствия
-Фермерское хозяйство – это экономическое предприятие

Источник: Paull (2008)

Несмотря на определенную специфику, для китайских фермеров трудности перехода к органике практически идентичны проблемам в других странах. К двум основным примечательным отличиям следует отнести низкую стоимость производства и более высокие цены выращенной продукции. Поэтому органическое сельское хозяйство может быть использовано в качестве инструмента для сокращения сельской бедности.
Важным выводом из опыта Китая могут стать результаты исследования органических сельхозтоваропроизводителей на предмет причин перехода к органическому сельскому хозяйству. Данное исследование было проведено в 2007 году в Кунмине среди органических фермеров, принявших участие в конференции.
Результаты показали, что удовлетворение рыночного спроса является основной причиной для перехода к органическому хозяйству. Получение доли на рынке и каналов для сбыта было обозначено как самая большая трудность для органического сельского хозяйства. Получение более высоких прибылей, является ключевой выгодой, которая в свою очередь помогает развивать бренд и повышать доверие потребителей к продукту.
Подводя итог рассмотрению опыта Китая, следует признать, что за относительно короткий период с 1990 года Китаю удалось заложить прочный фундамент для крупномасштабного органического сельского хозяйства. Тем не менее, Китаю потребуется преодолеть  негативный образ и недоверие к своему органическому сельскому хозяйству. Это может быть достигнуто через предоставление доступной информации для общественности.
Недавний быстрый рост органического сельского хозяйства в Китае оставляет возможности для улучшения. Самой большой трудностью, с которой сталкивается индустрия органики в Китае – это ее способность к улучшению коммерческой устойчивости путем развития внутреннего рынка через повышение уровня осведомленности потребителей и их доверия, а также увеличение масштабов производства и сокращения издержек. Исследования фермерских хозяйств обнаружили относительные преимущества в плане производства и слабость в маркетинге. Большинство хозяйств, начинающих заниматься органическим сельским хозяйством, не имеют разработанного маркетингового плана.
В чем же заключаются уроки для Кыргызстана? На мой взгляд, ключевым препятствием для развития органического сельского хозяйства является недопонимание важности философии агроэкологии, предусматривающей сотрудничество с природой, а не развитие за ее счет. Другая  проблема связана с медленным переходом сельского хозяйства республики к идее агробизнеса, где фермер не просто производитель сырья, но и бизнесмен, умеющий эффективно управлять информацией, видеть бизнес возможности и воплощать их в жизнь. Низкий уровень информированности как потенциальных производителей, так и покупателей органической продукции не позволяет сформировать рынок такой продукции. Как было указано выше, именно удовлетворение рыночного спроса на органику подтолкнуло китайских фермеров переходить к органическому сельхозпроизводству.
Кроме того, пример Китая показывает важность политического решения и воли, четко обозначающей приоритеты. К сожалению, пока у нас в стране органика поддерживается лишь декларативно и в основном за счет доноров и энтузиастов.  И тем не менее необходимо продолжать движение по выбранному курсу, так как в условиях Кыргызстана органическое сельхозпроизводство, наряду с другими агроэкологическими практиками, способно не просто внести свой вклад в обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания, но и создать основу для экономического роста, посредством наращивания экспортного потенциала и увеличения благосостояния сельских жителей.

Автор: специалист отдела
развития земледелия, семеноводства
и органического сельхозпроизводства Таранов И.

Назад

Информационные системы

Информационная сеть
районных управлений
аграрного развития

Информационный ресурс
департамента водного хозяйства
и мелиорации

Информационный блок