Новость 1 августа
1144953 3 2x

Ветеринарная палата –
международная модель института профессионального управления частной ветеринарной практикой. 
Сегодняшняя беседа посвящена Ветеринарной палате как новому институту входящему в систему ветеринарии Кыргызской Республики. У нас сегодня в гостях, министр сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Бекбоев Турдуназир Бекбоевич.
-Здравствуйте Турдуназир Бекбоевич, мы знаем, что в 2011 году по инициативе министерства сельского хозяйства создана Ветеринарная палата. В чем суть данного органа? Вообще, в чем была необходимость создания этого органа?
-Правительство Кыргызской Республики, в 2008 году утвердило “Стратегический план развития ветеринарной системы Кыргызстана на 2008 – 2012 годы”, которым принято политическое решение по созданию Ветеринарной палаты Кыргызстана.
Если остановиться на основных причинах необходимости создания Ветеринарной палаты, то хочу отметить то, что такой шаг позволит не тольковывести ветеринарию из системного кризиса, но и позволит обеспечить эпизоотическую и пищевую безопасность, наладить международные тороговые отношения и повысить экспортный потенциал страны.
Откровенно говоря, в условиях рыночных отношений, какое бы государство не было, без налаживания международных торговых отношений, сама по себе развиваться не может, это очевидно. Поэтому Кыргызстан, как член Всемирной торговой организации, заинтересован в создании международных торговых отношений. Для выхода на международную торговую арену есть только один путь – привести свою законодательную базу в соответствие с международными стандартами и нормами.
В цепочке производства продукции животноводства, ветеринарная система является основным компонентом. Поэтому, приведение национальной ветеринарной системы в соответствие с международными нормами, является одним из основных факторов повышения экспортного потенциала животноводства. Ну, а в междынародных нормах предусмотрено наличие в стране автономного органа по регулированию частной ветеринарной практики. Из 180 государств- членов Международного эпизоотического бюро, в 129 наличие такого органа должно нами восприниматься как доказательство значительной роли этого органа в мировой системе ветеринарии. Поэтому, приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, позволит обеспечить эпозоотическую и пищевую безопасность и откроет дорогу к созданию международных торговых отношений.
-В некоторых источниках информации, высказываются опасения, что передача права регулирования частной ветеринарной практики Ветеринарной палате не верный шаг и это создаст риски возникновения коррупционных элементов. Каково Ваше отношение к таким мнениям?
-Да, правильно, по отношению к этому органу могут быть различные мнения. Это обычная картина. Так, как Ветеринарная палата, как новый институт впервые вводится не только в систему ветеринарии Кыргызстана, но и в целом в ощественную жизнь страны.
Хотелось бы отметить, что в жизни общества, регулирование осуществляется двумя путями. Первый это государственное регулирование, а второй – саморегулирование.
Государственное регулирование – осуществляется путем принятия нормативных правовых актов и контроля их исполнения. Это функция Правительства.
Саморегулирование – реализуется на основании Устава органа или Кодекса профессиональной этики, а также других документов.
Ветеринарной палате не прередавалась функция государственного регулирования. Давайте рассмотрим задачи определенные этому органу: это оценка профессиональных знаний частных ветеринаров, ведение Реестра специалистов отвечающих минимальным профессиональным квалификационным требованиям, а также осуществление контроля за соблюдением норм Кодекса профессиональной этики специалистами, состоящими в Реестре.
Хотелось бы отметить то, что Ветеринарная палата не утверждает Положения об оценке профессионального уровня ветеринарных специалистов или о порядке ведения Единого реестра специалистов, это прерогатива Правительства. Ветеринарной палате передаются полномочия по исполнению этих положений и правил. Эти взаимоотношения можно воспринимать как государственно-частное партнерство. 
Когда возникают коррупционные риски - тогда когда принятие правил, его исполнение и контроль находятся в одном органе. Наоборот, с введением данного института открывается возвожность избавления от коррупционных элементов.
-Значит,Ветеринарной палате даны полномочия только по исполнению принятых в республике положений по профессиональному регулирпованию частной ветеринарной практики?
-Министр:Да, Ветеринарной палате переданы некоторые государственные полномочия, и мы можем воспринимать как некоммерческий, профессиональный орган. Как я ранее говорил, Правительство оставляя за собой полномочия по регулированию и контролю, исполнительскую функцию должна передать профессиональным организациям, это веление времени. 
Еще одним орудием регулирования ветеринарной практики является Кодекс профессиональной этики. Кодекс принимается на общем собрании ветеринаров страны. В общественных отношениях есть проблемы, которые не регулируются законами или другими нормативными правовыми актами.
Например, законом, постановлением или распоряжением мы не можем обязать ветеринарного врача быть наставником молодого специалиста. Это противоречит принципам рыночной экономики, так как в будущем молодой специалист возможностанет конкурентом. Этот вопрос может быть решен принятием Кодекса профессиональной этики, наставничество мы должны рассматривать как один из путей профессионального развития. Мы воспринимаем это как положительный пример саморегулирования.
В будущем, мы должны полностью передать Ветеринарной палате полномочия по регулированию частной ветеринарной практики, государственные органы должны осуществлять только контроль за соблюдением норм и правил регулирования.
-Чего мы добьемся введением института Ветеринарной палаты? 
Создав указанный институт и обеспеченив условия для его полноценного функционирования мы добъемся решения ряда задач. Давайте перечислим их.
Во-первых, будет создана система эффективного регулирования частной ветеринарной практики, соответствующей международным нормам,
во-вторых, с передачей управления частной ветеринарной практикой профессиональному, автономному органу произойдет экономия бюджетных средств, так как Правительство, оставляя за собой функцию по регулированию, должно отойти от исполнительской деятельности. Это тоже веление времени,
в-третьих, будет обеспечена эквивалентность национальной системы ветеринарии международным требованиям,
в-четвертых, создание конкуренции на рынке ветеринарных услуг, повлечет за собой улучшение качества предоставления ветеринарных услуг,
в-пятых, повысится экспортный потенциал сектора животноводства страны.
-Какова ситуация в странах бывшего Советского союза по внедрению этого опыта?
Введение в стране той или иной системы управления требует принятия политического решения, которое напрямую зависит от политико-экономического положения страны. А в международных торговых отношениях главную роль играет возможноть доказательства того, что производимая в стране продуция животноводства производится в соответствии с требованиями безопсности.
Например: В России, Казахстане, Белорусии ветеринарные услуги оказываются за счет государства. Каждое село обеспечено государственным ветеринарным специалистом. Поэтому указанные страны доказывают, что производимая прдукция животноводства находится под контролем государства.
Несмотря на это в 2014 году Российская Федерация заключила договор с Международным эпизоотическим бюро по созданию в стране Ветеринарной палаты. На сегодняшний день они проводят работу с Ветеринарной палатой Франции.
Казахстан тоже подписал договор по реформированию системы ветеринарии в соответствии с международными нормами, в Прибалтийских республиках же уже давно созданы Ветеринарные палаты отвечающие требованиям МЭБ.
Эти действия государств мы воспринимаем как активное стремление к выходу на международные рынки.
Какова ситуация у нас в стране?
Государственная ветеринарная служба есть только до районного уровня. Для содержания ветеринарных врачей на уровне села за счет государтсвенного или местного бюджетов нет возможностей, да и в рыночных условиях это не целесообразно. Ветеринарные услуги оказываются частными ветеринарными специалистами. В стране нет системы их профессионального регулирования. Точнее сказать, нет усточивой системы количественного и качественного учета ветеринарных специалистов, их непрерывного профессионального развития. В таких условиях ограничиваются возможности экспорта продукции животноводства на внешние рынки.
Поэтому, Правительство Кыргызской Республики, для эффективнго управления частной ветеринарной практикой в стране, взяло направление насоздание новой системы управления, основанных на рыночных отношениях.
Институт Ветеринарной палаты – в условиях рыночных отношений один из эффективных видов обеспечения регулирования частной ветеринарной практики в стране. 
Основная задача этого органа – посредством допуска к ветеринарной практике специалистов соответствующих минимальным квалифиационным требованиям, а также контроля над ними по соблюдению норм Кодекса профессиональной этики, обеспечить потребителям ( населению) получение качественных ветеринарных услуг.
-Подводя итог нашей беседы, мы наверное можем резюмировать, что введение института Ветеринаной палаты является одним из стратегических действий со стороны министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации. 
-Правильно, работа министерства в этом направлении является одной из основных задач.
Вы наверное слышали или читали о том, что главой Правительства, Сооронбай Шариповичем Жээнбековым, отмечена роль ветеринарной системы в обществе и необходимости ее дальнейшего развития.
Наш план мероприятий направленный насоздание саморегулирующих организаций,привлечению профессиональных организаций и гражданского обществак принятию решений и противодействию коррупции, полностью отвечает проводимой политике Правительства.
Уважаемый Турдуназир Бекбоевич, разрешите поблагодарить Вас за выделенное нашей беседе время, а также предоставление интересной и полезной информации. Желаем Вам дальнейших успехов в Вашей работе.
Беседу вела А.Адылбек кызы

Назад

Информационные системы

Информационная сеть
районных управлений
аграрного развития

Информационный ресурс
департамента водного хозяйства
и мелиорации

Информационный блок